10 апреля 2012

Звездан Митрович: Не успеем добиться популяризации и роста баскетбола, будет очень плохо

zv-mitrovich-2

Во второй части (первая часть интервью с Митровичем здесь) своего интервью Звездан Митрович рассказал«Обозревателю», как стал тренером, не будучи выдающимся игроком, кто сформировал его тренерское кредо, за счет чего совершенствуется в профессиональном плане и почему предпочитает Украину Чехии или Бельгии.

- Звездан, возникает впечатление, что в своих методах управления командой вы придерживаетесь принципа великого футбольного специалиста Валерия Лобановского, согласно которому главной персоной в команде является тренер. Все остальные, начиная от обычного менеджера и заканчивая руководителем клуба должны наставнику угождать, быть частью его системы…

- Далеко не так. Тренер должен заниматься исключительно командой. Он отвечает за результат, определяет тактику. Но каждая составная должна работать на результат и выполнять свои функциональные обязанности. Буду говорить за игроков. Посмотрите на московский ЦСКА. В одной игре блещет Андрей Кириленко, во второй Виктор Хряпа, в третьей Алексей Швед. Последние пять-семь игр никто из лидеров москвичей больше 15-17 очков не набирает. Игровые минуты растут разве что к плей-офф. А сейчас все играют в среднем по 20 минут. Потому что требования огромны. И в защите, и в нападении.

Я стараюсь, чтобы моя команда играла по тому же принципу, что и команды Евролиги. Надеюсь, когда-то мы там тоже сыграем. И будем готовы действовать в подобном ключе. Мне повезло, что раньше поработал с опытными наставниками, которые дали направление моей работе. Кроме того, постоянно пытаюсь совершенствоваться, ежегодно выезжаю на семинары. Слушаю других тренеров и прихожу к выводу, что если команда играет в течение сезона в семь-восемь человек – она мертвая. К примеру, УНИКС проявил себя в Евролиге, попал в восьмерку лучших. Но за счет выступлений в чемпионате России. Все потому, что они ориентируются на семь-восемь человек. С маленьким ростером играть нельзя.

Откройте статистику всех ведущих клубов Европы и увидите, что все придерживаются одинаковых принципов. Понятно, что в финале Диамантидис сыграет за «Панатинаикос» больше, чем Логан. Но в остальных матчах их время будет почти одинаковым. Тем более, когда у тебя средний бюджет и нет явных лидеров. Это в Украине я первым начал использовать большой ростер. Не здесь в «Будивельнике». Подымите архивные данные и увидите, что совершенно аналогичными принципами я руководствовался еще во время работы в «Химике» десять лет назад.

Всегда добивался, чтобы внутри коллектива была хорошая атмосфера, чтобы все были довольны. И чтобы во время замен никто не обижался. Ведь я чаще меняю человека после хорошей игры, чем после ошибок. После ошибок в защите, да – меняю. Раз прощаю, второй, а на третий усаживаю на скамью. Какое-то наказание в таком случае необходимо. Но если кто-то промазает в нападении, как правило, оставляю этого игрока на площадке. Убежден, что в атаке ошибиться может каждый. Повторюсь, чаще всего меняю игрока, который трижды подряд сделал быстрый отрыв, поставил хороший блок-шот. Вижу, что пульс у игрока поднялся, значит, пусть сядет на скамейку и пару минут отдохнет. Причем это не игровой план. Такие вещи делаются интуитивно. Тренер чувствует пульс игры, но иногда, несомненно, ошибается. Это нормальные вещи. У меня нет четкого расписания, согласно которому сначала выходит одна пятерка, второй отрезок отыграет другая и прочее. Все зависит от соперника и тактики, по которой будем играть.

- Но не секрет, что вы стремитесь, чтобы игроки придерживались тренерской установки максимально. Это, кажется, одновременно и советский подход, и балканский…

- В защите импровизация непозволительна, а в нападении допускается. Такой мой принцип. Если игрок чувствует, что в атаке он способен сыграть как-то нестандартно, то почему бы и нет? Потому ошибки в атаке я прощаю. Одну, две, три. Промахи в обороне из-за несоблюдения установки непозволительны. И их нужно пресекать. Баскетбол отличается от футбола тем, что ты способен внести коррективы в игру за считанные секунды, постоянно. В футболе изменить изначальную установку можно лишь в перерыве между таймами. У нас тренерский фактор во время игры куда ощутимее.

- Принято считать, что ваши тренерские взгляды сформировал Душко Вуйошевич. Это справедливое утверждение?

- Нет. Я учусь долго и продолжаю это делать поныне. На семинарах общаюсь, перенимаю опыт многих тренеров. С Душко тоже поработал. Он для меня, как ментор. Вуйошевич оказал на меня большое влияние с точки зрения индивидуальной работы. Но философии у нас разные. В моем сознании вообще нет тренера, которому пытался бы подражать. Но, считаю, что есть чему поучиться и у Душко Вуйошевича, и у Желько Обрадовича, и у Этторе Мессины, и у Божидара Мальковича. Считаю каждого из них своим учителем. Кроме того, многое взял у профессора Александра Николича, пока он был жив. На данный момент очень хорошей базой информации для меня выступает лига NCAA.

И, повторюсь, семинары. Я уже больше 20-ти лет ежегодно выезжаю в Европу на семинары. В принципе, постоянно слушаешь одно и тоже, но постоянно обретаешь что-то новое, кое-какие вещи остаются в голове и на их основе ты развиваешь свою философию. Вот на последнем семинаре в Барселоне были Айто Гарсия, Желько Обрадович, Этторе Мессина, Хавьер Паскуаль. Это бесценный опыт, когда есть возможность личных бесед с коллегами. После таких встреч свою философию постоянно совершенствуешь, что-то меняешь.

Но главное – уметь сопоставить полученную информацию с тем игровым ростером, который есть у тебя в наличии. К примеру, в «Будивельнике» и «Кривбассбаскете» мои команды действовали совершенно по-другому. В «Химике», когда у меня был в обойме Сергей Лищук, я дела ставку на четвертых номеров. Тогда у меня был хороший разыгрывающий, хороший пик’н’рольщик. Сейчас в «Будивельнике» пик’н’рольщиков нет вообще.

Эти мелочи познаешь только в постоянной учебе. Возможно, я уже больной, но после нашего разговора, после этой тренировки я приеду домой и посмотрю минимум четыре матча. Это при условии, что завтра у меня своя игра. Но это не оправдание. Считаю, что каждый уважающий себя тренер должен посмотреть встречу команд Дэвида Блатта и Желько Обрадовича. Там будет немало очень важных тактических мелочей. Блатт, к слову, тоже мой хороший знакомый. Мы с ним ни единожды встречались, играли друг против друга, общались. У Дэвида свой совершенно отличительный стиль баскетбола. То, что он делает в «Маккаби», заслуживает на уважение. Такие матчи – это школа. Вспоминаю прошлогодний матч-шедевр баскетбола «Барселона» - «Панатинаикос». Это урок, такого пропускать нельзя.

Очень сожалею, что ни один общедоступный украинский телеканал не транслирует поединков Евролиги. Считаю, люди должны видеть хоть один-два таких матча в неделю. Для того, чтобы украинцы поняли, что баскетбол это не цирк, не забивание сверху. Что баскетбол – игра, где видна четкая система, где ощущаешь разницу соотношения уровня игроков и результата. Возможно, тогда в украинском чемпионате исчезнет наметившаяся тенденция ведения игры, которая, по моему мнению, не очень правильная и хорошая.

- В самом деле, каких-то особых тактических излишеств в большинстве поединков украинской Суперлиги, мягко говоря, нет…

- Показатель – Европа. У нас даже календарь не располагает к тому, чтобы команды развивались. Но это не оправдание.

- У вас за спиной нет великой карьеры игрока. Это плюс или минус?

- На эту тему прочитал массу материалов. Немало случаев, когда игровая карьера становится для тренеров существенной преградой. Сужу даже по собственному опыту сотрудничества с людьми, у которых я был ассистентом и с которыми мы выигрывали золотые медали чемпионата. У таких специалистов заметил главную проблему – они реагируют на происходящее, как баскетболисты. «А я бы сделал это так!» Но нужно смириться с мыслью, что на площадке не он, и не игроки его уровня. К тренерской работе необходимо адаптироваться. Нельзя говорить: «А я бы так, а в мое время то…»

У меня такого не было. Я был сборником Черногории, но карьера игрока у меня – скромная. Просто в одно время, играя в Кубке республики, посмотрел на людей, которые старше меня на два-три года, посмотрел на свою генерацию, на Даниловича и компанию и понял: это не мой уровень. Потом эти люди стали лучшими игроками Европы, выступали в НБА. Я сам понял, что не дотягиваю. Признать, что не способен – тоже искусство. Конечно, я продолжал играть в баскетбол. Но тренером стал рано, в 22 года, едва отслужив в армии. Завершил играть, когда мой клуб «Подгорица», выйдя в высшую лигу чемпионата Черногории, стал чемпионом. В последнем своем матче в качестве игрока я был признан MVP. Но закончил, став ассистентом тренера в «Подгорице». Этот клуб всегда считался базой молодых, фарм-клубом для «Будучности». За «Подгорицу» я отыграл по кадетам, по юношам, среди взрослых и там стал формироваться, как тренер.

- Но тренерское имя вы заработали в Украине. Здесь вы уже десять лет. Считаете, что работаете в прогрессирующем чемпионате?

- Страшный прогресс в украинском баскетболе наблюдался примерно с 2002 по 2006 годы. Тогда вкладывались большие финансы в «Киев» и «Азовмаш». По бюджету это были команды Евролиги. Но это был тотальный прогресс. Вспоминаю, как играл с «Химиком» в киевском Дворце спорта. Мы тогда ведь тоже, будучи третьими в Украине, играли в «Финале четырех» Кубка вызова и уступили там лишь российскому «Урал Грейту», у которого тогда была в самом деле классная команда. В финалах еврокубков выступали «Киев» и «Азовмаш». Но, видно, негативно на украинском баскетболе сказался мировой финансовый кризис. Дальше было разделение на две лиги. Эти факторы привели к спаду, который не прошел по сей день.

Хотя «Донецк» - молодцы. Выход в четвертьфинал Еврокубка в их исполнении –существенное достижение. Но в целом в современном украинском баскетболе наблюдается какая-то стагнация. И результаты остальных клубов в еврокубках это демонстрируют довольно красноречиво. Впрочем, причин падения много и о них я могу говорить очень долго. За то время, что нахожусь здесь, ситуацию в украинском баскетболе понимаю прекрасно. От низших лиг, до Суперлиги.

- В состоянии всеобщей стагнации тренер реализовать себя способен?

- Понимаете, украинская лига остановилась в отношении ведущих европейских стран. Но я как тренер прогрессировал. То, что прошлым летом стал тренером команды-чемпиона – мой прогресс. «Химик» при мне тоже был добротной, стабильной командой. Когда подписал контракт с «Кривбассбаскетом», команда была на последнем месте, но в итоге мы достигли очень неплохих результатов. Прогрессируем и сейчас, с «Будивельником». Не нужно смотреть на то, что спад в украинском баскетболе в целом. Посмотрите на другие страны. Финансовый кризис подорвал состояние многих элитных команд. Скажем, белградского «Партизана». Но эта команда находится на плаву за счет того, что там есть много хороших молодых игроков, за счет хорошей работы Вуйошевича. Жесткий спад в Греции, где в нормальном состоянии находятся только основные команды – «Олимпиакос» и «Панатинаикос». Полный провал у «Ариса».

- Но там вокруг баскетбола сохраняется ажиотаж. У нас – все спокойно…

- Согласен. Более того, убежден, что если за последующих три сезона, которые отделяют нас от Евробаскета-2015, не успеем добиться популяризации и роста баскетбола, будет очень плохо. Потому, общаясь со всеми влиятельными людьми украинского баскетбола, я подчеркиваю, что начиная со следующего сезона нужно поменять систему чемпионата, обеспечить нормальные трансляции на телевидении. Я оптимист и, смотря, какой ажиотаж вокруг будущего чемпионата Европы по футболу, верю, что что-то подобное через три года будет вокруг баскетбола.

- Вы до 2015 года уезжать не собираетесь?

- Не знаю. У меня контракт с «Будивельником» рассчитан на три года, но кто знает, что будет после какого-то проигрыша? От увольнения не застрахован никто. Тренерская работа такая, что чемоданы всегда должны стоять собранными. Да и вообще, ситуация сейчас сложная не только в спорте, но и в бизнесе. Потому не редки случаи, когда команды разваливаются вообще. Потому пока есть возможность, на этом паркете нужно выложить свой максимум.

- Вам нравится жить в Украине?

- Да. Я здесь десять лет. Моя дочь заканчивает здесь школу, в следующем году поедет поступать в Америку. Двое младших детей учатся в украинских школах. После Кривого Рога у меня было заманчивое предложение из Польши. С финансовой точки зрения условия предлагали более-менее нормальные. Но адаптироваться там детям будет сложно. Здесь они свободно общаются и на украинском, и на русском языках. Это меня устраивает. Кроме того, я хорошо знаю этот чемпионат. Здесь я уже считаюсь старым тренером, а ведь многие в моем возрасте(Митровичу 42 года – авт.) только начинают тренерскую карьеру. У меня есть опыт. Да и сейчас я подписал контракт с командой-чемпионом, с командой, у которой есть амбиции расти не только в чемпионате Украины. К сожалению, в этом году не было условий, чтобы сыграть в еврокубках. Но, надеюсь, в следующем сезоне мы на евроарене поборемся. Хорошая команда, комфортные условия для жизни, семья, которая здесь адаптировалась – что еще надо? Условные Чехия или Бельгия мне сейчас не очень интересны.

Иван Вербицкий

Комментариев нет:

Отправить комментарий