23 февраля 2015

Что делать "...если тренер не ставит цель воспитать лидера?"

Дмитрий Базелевский Как и обещал в собственном комментарии к прошлому посту Как воспитать Лидера (практические рекомендации) попробую объясниться, исходя из вопроса в комментарии читателя: "Дмитрий, я согласен во многом и готов продолжить тему. Но сначала задам вопрос, что делать, если тренер не ставит цель воспитать и тем более лидера?"

Не буду сейчас разбираться в причинах этого явления, просто рассмотрим вышеописанный вариант. Добавлю, партнеры по команде то ли не видят кто лидер, то ли имеют какие-то иные взгляды на это понятие в силу своей молодости и "особой одаренности".

Начну с однозначного ответа: "Это не тренер, это человек оказавшийся на месте тренера. И нужно решить, либо проводить время с посторонним человеком, либо искать нового тренера."

Я не рассматриваю вариант, когда опять же "тренер" тупо не хочет работать, - этот диагноз, к сожалению, не лечится. Но есть ситуации, когда человек в роли тренера просто не знает, что делать, как делать и к чему стремится. Хотя кроме того я знаю разные варианты подхода к тренерской работе - кто-то держится на определенной дистанции с командой, то есть на тренировке поработали, а дальше каждый сам по себе, кто-то наоборот знает дату рождения родителей каждого игрока и какая последняя оценка у игрока в школе, кто-то предпочитает работать с перспективными, а остальные пусть сами по себе прорываются... В общем по-разному бывает, но в любом случае у тренера происходит общение с игроками.

Говоря по теме, как вариант, для подвижек в деле определения лидера или кандидата на роль лидера в нашем случае, это если сам лидер может выступить, как помощник тренера. То есть, когда игрок или какая-то группа в команде берут на себя определенные обязанности в жизни команды, и берут на себя ответственность за эти обязанности. К примеру, можно предложить тренеру проводить командную разминку, или на сборах помочь будить всю команду на зарядку, или совсем хорошо будет, если кто-то возьмет на себя ответственность настраивать команду на игру, на тренировку, или если, один, два или три игрока предложат тренеру отвечать за дисциплину на тренировке, или если наш будущий лидер просто начнет активнее других поддерживать партнеров по команде, "заводить" команду. Это будет хороший шаг, который может подсказать тренеру, что у него есть опора в команде.

Даже, если тренер не согласится с данным лидером, он может попробовать найти себе помощника. Главное, дать тренеру намек, что с лидером, с помощником из команды тренеру намного эффективнее работать. Эти все варианты я называю с условием того, что сам тренер не стремиться развивать лидерские качества. Хотя на мой взгляд, сложно не догадаться, что лидер в команде нужен.

Как ни крути, в нашем случае, если тренер не развивает лидерские качества у игроков команды, не создает костяк команды и не определяет тех, кто может повести за собой, вполне логично будет если сам игрок заберет себе "желтую майку" лидера и поведет за собой. Если кто-то считает, что не хватает в команде лидера, это уже знак того, что этот игрок знает важность этой роли в команде, знает что лидер тот же игрок, только более активный. И если хотя бы этот один игрок будет вспоминать в обычных разговорах с партнерами о лидере в командах, приводить примеры важности лидера, вполне возможно, что кто-то еще в коллективе подхватит эту идею поиска лидера и тогда обязательно возникнут пробы и кандидаты на роль будущего лидера и костяка команды, который будет вести за собой.

3 комментария:

  1. Хорошие примеры, думаю, кто-то возмет себе на заметку и применит на практике. Хотя вариант не совсем типичный, так как большинство тренеров активно ищут и задействуют лидеров, будь то детско-юношеский или взрослый баскетбол.

    ОтветитьУдалить
  2. Олег, так я ведь исходил из вопроса. В нем как раз и поставлена такая не типичная ситуация.

    ОтветитьУдалить
  3. Все верно, может кому-то пригодится!

    ОтветитьУдалить