06 ноября 2014

"Как выбрать хорошего детского тренера по баскетболу?"

Дмитрий Базелевский
В последнее время, работая в "Авангарде", я столкнулся с одним вопросом, который несмотря на свою казалось бы банальность заставил меня задуматься. Несколько раз я слышал от родителей юных баскетболистов это обращение за советом: "Как выбрать хорошего детского тренера по баскетболу?"

С одной стороны - такой простой вопрос, с другой - я бы сказал неоднозначный и безусловно важный. Первая мысль, которую хотел озвучить - Ну что за раздумья и сомнения у родителей? Нравится ребенку ходить на тренировки - значит классный тренер. Дети ведь... Главное, чтобы им было интересно, чтобы тянуло к спорту, к баскетболу, в зал, на площадку.

Но я, сам отец, и понимаю что тут не следует упрощать, хочется вникнуть и разобраться - что и как должно быть на тренировке ребенка. Хочется видеть - баскетболом ли, занимается мой ребенок, хочется видеть результаты тренировок. Сложно сказать, сколько пунктов у меня получится, чтобы объяснить каким должен быть детский тренер на мой взгляд, - ведь "аппетит приходит во время еды". А для начал попробую вложиться в десяток советов и если кто подскажет верную мысль буду признателен.

Вот мои "точки отчета" в оценке хорошего детского тренера.

Итак, идем от самого ценного качества, умения, знания к менее значимым (жирным шрифтом я выделил то, что может и должен легко оценить любой родитель, вне зависимости от отношения к баскетболу):

1. Детский тренер обязан сам получать удовольствие от занятий баскетболом, любить детей и эту работу. Если позволите лирическое отступление - тренер должен воодушевлять своим примером отношения к баскетболу, излучать энергию и делиться ею со своими подопечными.

2. Детский тренер обязан ответить почти на любой вопрос по теории и практике баскетбола любому ребенку. К примеру, - Почему в баскетболе это делается так, а не по-другому? Зачем в баскетболе, такие правила? Почему баскетбол лучше всех других видов спорта? Почему баскетболист должен уметь играть в футбол? Зачем баскетболисту бокс? Зачем комбинации в баскетболе? Почему нельзя стать хорошим баскетболистом, если научиться очень хорошо и точно бросать с центра поля? И так далее...

3. Детский тренер обязан иметь план каждой тренировки.

4. Детский тренер обязан объяснять баскетболистам, что они делают, зачем они это делают и ... читай следующий пункт.

5. Детский тренер должен добиваться того, чего он хочет от детей. (ЭТО ВАЖНЕЙШИЙ ПУНКТ. ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР ОБЯЗАН ВИДЕТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ, ПОНИМАТЬ - КАКОГО МАКСИМУМА МОЖНО ДОБИТЬСЯ ОТ КАЖДОГО БАСКЕТБОЛИСТА В ТОМ, ИЛИ ИНОМ АСПЕКТЕ БАСКЕТБОЛА.)

6. Детский тренер обязан уметь показать на собственном примере правильное выполнение основных технических элементов баскетбола. И не менее важно, то что детский тренер обязан уметь показать на собственном примере, подводящие упражнения. (Подводящие упражнения - это отдельные элементы спортивных движений, которые помогают детям быстрее освоить полный баскетбольный технический приём или взаимодействие.)

7. Детский тренер - собранный и опрятный человек. На тренировке он обязательно должен быть в спортивной форме и кроссовках. И вообще в спортивной форме - он должен демонстрировать что он спортсмен!

8. Детский тренер сам участвует в тренировке. Показ движений, взаимодействий, поддержка энергии тренировок.

9. ДИСЦИПЛИНА. Детский тренер обязан быть ГЛАВНЫМ на тренировке. Баскетболисты обязаны знать, что такое ГОЛОС ТРЕНЕРА, и что такое "СВИСТОК" на тренировке.

10. Своим отношением к делу детский тренер обязан работать над уважением к себе со стороны детей и родителей.

Вот вкратце то, что я бы хотел видеть в детском тренере своего ребенка. Думаю, что подобный взгляд может соответствовать представлениям многих родителей, разве что изменяясь в порядке и в выделениях жирных шрифтом. Повторюсь, что сейчас я выразил своё собственное мнение. Но мне хотелось бы услышать и другие мнения, пожелания. Поэтому приглашаю к обсуждению этой важной и необходимой для многих теме - "Как выбрать хорошего детского тренера по баскетболу?".

С уважением, Дмитрий Базелевский.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

5 комментариев:

  1. Андрей Александрович9 ноября 2014 г. в 11:09

    Хорошо, подробно изложено. Но все эти советы рассчитаны на некий срок - с целью присмотреться к тренеру. А на что смотреть в первую очередь - то есть, узнал что тренирует тренер ребят - пришел к нему на тренировку и смотришь на его работу. Но кто делает эти открытые тренировки?
    Из практики, всё приходится узнавать со слухов - "ну тренирует, ну вроде бы ничего". А в результате этого ничего ничего и не получается.
    Потом задавать тренеру вопросы типа "есть ли у вас план" опасно - он же может обидеться - Ходют тут умники! Потом отыграется на ребенке.
    И ещё такой момент, как по-моему, сложный - чтобы спрашивать с тренера ему нужно платить. А Вашему тренеру, с такими требованиями нужно хорошо платить, очень хорошо! Но у нас не принято подобное, чтобы там ни говорили - у нас очень многие живут в Советском Союзе - детей должны тренировать в школе, в секциях и бесплатно. Но времена-то изменились. А кто хочет об этом слушать?Вот что с этим делать?

    ОтветитьУдалить
  2. Насчет посещения тренировок проблем не должно быть, поэтому ориентироваться на слухи не стоит. Про план можно не спрашивать, достаточно посещений нескольких тренировок чтобы определить есть план или нет. А можно и спросить, хорошему тренеру, по-моему, должно быть приятно что родители не просто отдают ребенка "на спорт", но и интересуются что с ним там делают.
    Насчет оплаты труда тренера вопрос важный, так как в команде может сложится ситуация когда родители будут самостоятельно мотивировать тренера уделять больше внимания именно с его чадом. Кто-то на тортики приглашает, кто звонит кому-то, еще что-то придумывает, вообщем, работа тренера должна достойно оплачиваться. Какая это форма, наверное, нужно смотреть на опыт не больших и не очень богатых, но при этом очень баскетбольных стран - прибалтику, бывшую Югославию.
    И еще, если тренер поддается соблазнам более тесного "сотрудничества" с родителями, когда это выходит за рамки рабочих моментов, здоровой спортивной конкуренции для меня он кто угодно, но уже никак не тренер.

    ОтветитьУдалить
  3. Дмитрий, а вот интересно Ваше мнение, впрочем как и других посетителей сайта
    1. Первый тренер моего ребенка, который обучал до перехода в спорткласс приветствовал присутствие на тренировках, а в спортклассе полная противоположность. Ваше мнение по этому вопросу???
    2. Сколько оптимально по времени должна занимать тренировка в день (дети 10-13 лет) и не рано ли в таком возрасте проводить две тренировки в день, одна до учебы, вторая после с понедельника по пятницу???

    ОтветитьУдалить
  4. Хочу с Вами согласиться, а также добавить, что выбор тренера, особенно первого, зачастую зависит от

    1. месторасположения секции, как ни странно. Да, сейчас сразу все начнут говорить при чем тут тренер?, но в большинстве своем мы выбираем именно место, а не тренера. Чтобы ребенок мог сам посещать секцию. Учитывая, что баскетбольных секций не так уж и много,например, у нас в городе на 1млн. жителей 12-14 секций (до 5 класса), то о выборе тренера в большинстве своем не приходится говорить.

    2. Соглашусь с Андрей Александровичем, что узнавать мнение знакомых, которые посещали или посещают секцию у этого тренера это РЕАЛЬНЫЙ выбор через который проходит большинство родителей.



    Что касается пунктов, о выборе тренера, которые указаны в статье, то наверное это идеальный случай :), т.к. просто нет такого количества секций, чтобы были не далеко от дома. И если у Вас в Киеве, это возможно, то я за Вас очень рад.


    p.s. частично Ваши пункты выбора тренера могут быть применены при выборе секций по боевым искусствам, этих в каждой школе по две, три :))))))).

    ОтветитьУдалить
  5. По первому пункту, мое мнение, родители должны понимать сами что их присутствие на тренировке, скажем так, не обязательно. Прийти посмотреть не на своего ребенка, а на тренировку (работу тренера), думаю, можно, иначе как выбрать самого тренера. Создавать дополнительные волнения для своего чада и отвлекать не стоит.
    По второму, не знаю, но 10 и 13 лет это, скорее всего, разные дети и что первым занадто, то вторым, возможно, особенно если это уже спец класс, в котором по определению должен быть один возраст.

    ОтветитьУдалить