08 января 2011

Слава Богу, У Баскетбола Есть «Мэджик» Джонсон!

Баскетбол — это не только спортивное соревнование, но и шоу, представление, которое устраивают на площадке игроки. Выдающиеся баскетболисты любят играть «на публику», они имеют свой собственный, особенный стиль игры, совершенствуют свои «фирменные» движения, по которым их легко узнать.

Восхищают передачи Джейсона Кидда, когда он, только поймав мяч, сразу же, не задерживая в руках ни секунды, с реактивной скоростью пускает его через всю площадку куда-то вперед. Куда именно, до последнего момента непонятно — Кидд даже не взглянет в сторону адресата, да и «открытых» партнеров вроде бы и нет. Может, он просто швыряет мячик наобум в сторону кольца с надеждой, что кто-нибудь его поймает? Развенчание такой теории происходит, когда мы видим, что в 9 случаях из 10 мяч попадает точно в руки партнера, а затем, через мгновение, и в кольцо. Кидд увидел периферическим зрением всю расстановку игроков на паркете, прочитал ситуацию на пару шагов вперед и сделал отточенную за годы тренировок и идеальную, в плане техники, передачу.

Когда-то точно так же делал Мэджик.

Завораживают пасы Джейсона Уильямса, который, после прохода под щит, совершает резкие скидки центровым: за головой, из-за спины, из-под ноги, с отскоком об пол, с разворотом на 180 градусов. А иногда не отдает передачу, а только имитирует ее, прижав пальцами к запястью мяч и сделав резкое движение за спиной в сторону партнера. Когда одураченные таким финтом защитники расступаются на пути, Джей Уилл забивает мяч в кольцо после сольного прохода. Ну а его пас локтем за спиной — это вообще шедевр мастера. Интересно, о чем думал защитник в тот момент? Мяч за спиной в левой руке — полетит налево. Так, слева его нет. Где же мяч? Куда он делся? «Ха-ха, — смеется Уильямс. — Вон он, уже в корзине». Копперфильд позавидовал бы таким фокусам. В такое глупое положение защиту еще не ставил никто.

Кроме Мэджика.

Скрытые пасы любят делать Аллен Айверсон и Стив Нэш. «Слепая» передача одной кистью — «конек» Рода Стрикленда. Пас-пуля одной рукой, пролетающий через толпу защитников, — излюбленный прием Стефона Марбери. Аллей-уп через полплощадки и высокий пас-парашют — одни из основных оружий в арсенале Стива Фрэнсиса. Ник Ван-Эксель частенько отдает передачи метров на 15 с отскоком об пол, сделав сильный и резкий замах плечом.

А теперь скажите, ребята, кого вы должны благодарить за все это?

Правильно, Мэджика.

Отец шоу-тайма.

По-настоящему уникальных атлетов, только индивидуальным мастерством своим изменивших вид спорта, в котором они выступали, и давших толчок к развитию его в определенном направлении, — единицы. Одним из таких был Ирвин «Мэджик» Джонсон.

Он совершил настоящую революцию в баскетболе. И она заключается не только в том, что с ростом 206 см Мэджик стал самым высоким разыгрывающим в истории НБА и, одновременно, прототипом плеймейкера новой формации, «combo guard», высокорослого защитника, играющего на всех позициях. Самый важный его вклад в баскетбол — это изменение стиля игры.

До Хэнка Луизетти баскетболисты бросали мяч в кольцо исключительно двумя руками. До Чемберлейна и Бэйлора не забивали сверху.

До Мэджика баскетбол не был шоу.

Боб Кузи, Оскар Робертсон и Джулиус Ирвинг очень сильно повлияли на Игру. Джерри Уэст и Пит Маравич сделали первые шаги на пути к баскетболу как шоу. Ну а Мэджик Джонсон впитал в себя все самое лучшее от своих предшественников и синтезировал новый баскетбол. Баскетбол динамичный, красочный, захватывающий, остроумный, легкий и артистичный. В НБА такая манера игры сразу пришлась всем по вкусу, поэтому сразу же появились десятки подражателей. Вскоре период 80-х годов, когда в Лиге выступал Джонсон, окрестят точным и лаконичным названием «шоу-тайм», а его команда, «L.A. Lakers, fast break makers», будет символизировать эту эпоху.

Подражание Мэджику и копирование его «фишек» переросло в стремительно распространяющийся вирус. Он заразил многих баскетболистов, у многих он теперь просто в крови. Большинству баскетболистов, необязательно профессионалов, знаком тот драйв, который они чувствуют во время атаки, когда хочется сыграть не только эффективно, но и эффектно, артистично.

В быстром прорыве три против двух игрок с мячом за доли секунды просчитывает ситуацию, понимает, что в этот момент можно сыграть красиво. Он чувствует адреналин в крови, он смотрит «стеклянными» глазами на одного игрока и делает резкий пас другому, не глядя в его сторону. Или еще одна ситуация: после прохода выпрыгнув к кольцу, игрок на мгновение периферическим зрением замечает открывшегося партнера, и уже на уровне инстинкта следует передача ему из-за спины или за головой. Таких моментов в баскетболе множество, это уже довольно привычно. В любой команде, в спортшколе или на уличной площадке почти всегда есть игрок, который часто отдает «слепые» передачи и делает похожие финты. И Мэджик к этому имеет прямое отношение, потому что это именно он изобрел такой стиль игры, от него пошел такой баскетбол.

Благодарить Мэджика должны не только баскетболисты, но и тренеры всего мира, ратующие за командную игру. Для него передача, успех команды были всегда важнее своей личной результативности. Поэтому те баскетболисты, у которых Джонсон — кумир, которые подражают ему, — играют неэгоистично, не «тянут одеяло на себя», и им не надо лишний раз объяснять, что баскетбол — это командный вид спорта. Правда, к сожалению тренеров, сейчас многие стремятся играть, как Аллен Айверсон.

Благодарны Мэджику Дэвид Стерн и вся Ассоциация. В конце 70-х НБА переживала далеко не самые лучшие времена и была в шаге от банкротства. Мэджик Джонсон, на пару с Лэрри Бердом, вытащил Лигу из крупной финансовой ямы.

И наконец, больше всего благодарны Джонсону простые болельщики, которым он подарил настоящий праздник. Вряд ли кто-то мог остаться равнодушным, наблюдая за блистательной игрой Мэджика. Был ли это пас из-за спины убегающему в отрыв Джеймсу Ворти, бросок с центральной линии поля на последней секунде или его улыбка, самая знаменитая улыбка после Джоконды, — все оставляло отпечаток в памяти каждого. Мэджик удивлял. Как только он входил в игру, все зрители задумывались: «Как такой большой человек выполняет такие вещи с мячом и со своим телом?».

Наверное, только соперники Мэджика Джонсона не были рады такой игре. Он ставил защитников в неловкое положение своими передачами и обманными движениями. Когда они ждали, что Мэджик отдаст передачу, он бросал. Когда они ожидали от него броска, он отдавал пас. Хотя, что там защитники — даже его партнеры по «Лейкерс» не всегда понимали, что происходит на площадке.

Один из партнеров Джонсона Майкл Купер любил рассказывать о непредсказуемости и ослепительности пасов Мэджика: «Бывало иногда, что он кинет мяч, а я не мог даже предположить, куда он летит. Затем я вдруг замечал, как кто-то из наших ловил его и забивал в кольцо. И я бежал назад, в защиту, полный уверенности, что мяч, должно быть, прошел насквозь через кого-то».

Но Мэджик был не просто шоу-мэном. Он был большим мастером, величайшим игроком и за свою карьеру успел сделать очень многое.

Биография.

Ирвин Джонсон младший родился в 1959 году в Лансинге, Мичиган. В детстве он проводил время за пением на улицах со своими приятелями и игрой в баскетбол. Он был очень трудолюбивым и каждое утро начинал с тренировок. «Я тренировался весь день, — рассказывал Джонсон, — и с баскетбольным мячом никогда не расставался. Даже по дороге в магазин я шел с мячом. В одну сторону я вел его правой рукой, когда возвращался назад — левой. Мяч был у меня в руках даже ночью, когда я спал».

В школьные годы Ирвин Джонсон был звездой своей команды, Everett High School. Однажды, 15-летний Джонсон в одном из матчей набрал 36 очков, 16 подборов и 16 передач. Присутствующий на той игре спортивный журналист придумал юному таланту прозвище, которое привязалось к Ирвину на всю жизнь, Мэджик — Волшебник.

В свой выпускной год Джонсон считался самым перспективным игроком Америки. Он привел свою команду к чемпионству штата, набирая 28,8 очков и 16,8 подборов за игру. Не желая уезжать из родных краев, он поступил в университет Michigan State. В своей новой команде он сразу взвалил на себя бремя лидера и уже через год, в 1979 г., будучи второкурсником, он стал чемпионом NCAA и был выбран в символическую сборную All-America. В финальном матче чемпионата Мэджик впервые столкнулся с Лэрри Бердом, противостояние с которым стало, впоследствии, ключевым для него.

Достигнув всего, что он хотел на уровне колледжа, Джонсон, не закончив обучение, выставил свою кандидатуру на драфт НБА. Тогда первыми должны были выбирать «Юта Джазз», однако три года ранее они отдали свой выбор «Лос-Анджелес Лейкерс» в обмен на Гэйла Гудрича. Таким образом, в «Лейкерс» появился самый талантливый молодой баскетболист того времени.

С самого первого матча было заметно, что Мэджик отдает себя игре полностью, и многие опасались, как бы он не «перегорел» к концу сезона. Этого, к счастью, не произошло, и новичок Джонсон провел весь год на высочайшем уровне. Приз дебютанта года достался Берду, но Мэджик зато был выбран в стартовую пятерку на «Матч Всех Звезд», стал чемпионом НБА и MVP финальной серии, сыграв в решающем матче на позиции центрового.

Почти весь следующий год Джонсон пропустил из-за травмы, и особых успехов ни он лично, ни его команда не добились. Реабилитироваться удалось в сезоне 1981-82, когда «Лейкерс» вновь стали чемпионами, а Мэджик — лучшим игроком финальной части плей-офф. Не обошлось тогда и без скандала: после одного из матчей Джонсон в резкой форме выказал недовольство своим тренером Уэстхэдом и заявил, что собирается уйти из команды. Тренер уже на следующий день после заявления Мэджика был уволен.

Это скандальное событие подпортило репутацию Джонсона. Болельщики на трибунах стали его «освистывать», а в феврале его не выбрали в стартовую пятерку «Запада» на «Матч Всех Звезд». Правда, такое негодование длилось совсем недолго, и благодаря своей шикарной игре в плей-офф Мэджик вернул себе неофициальный титул самого любимого баскетболиста НБА.

Вплоть до 1985 года Джонсон играл так же стабильно и уверенно, однако особых успехов на этой стадии он не добился. Он очень хотел стать лучшим игроком Ассоциации, но трижды проигрывал награду MVP Лэрри Берду. Поэтому ему пришлось играть еще лучше, чем раньше. Он стал полноправным лидером «Лос-Анджелеса», улучшил свой бросок, стал чаще забивать и начал играть еще более самоотверженно. Как результат — еще три чемпионских перстня и три титула MVP НБА в период с 1985 по 1990 г.

Несмотря на то, что Мэджик находился в прекрасной физической форме, в 1992 году ему пришлось уйти из профессионального баскетбола. Тогда, в середине сезона, он публично заявил, что в его крови был обнаружен вирус СПИДа, чем поверг в шок болельщиков и самих баскетболистов. Тем не менее, ему удалось отлично себя показать в «Матче Всех Звезд» этого года, в котором он стал MVP.

Летом Мэджик был включен в состав легендарной «Dream Team», которая представляла США на Олимпийских Играх в Барселоне. Оставив баскетбол, Джонсон активно занялся общественной и благотворительной деятельностью, работал комментатором на американском телевидении. За 16 игр до окончания сезона 1993-94 он заменил Рэнди Пфанда на месте главного тренера «Лейкерс». И поначалу на новом месте ему сопутствовал успех, однако сезон закончился и Джонсон заявил, что в новом сезоне тренировать команду не будет.

Четыре с половиной года спустя он вернулся в НБА, сыграв последние 32 игры регулярного сезона 1995-96 за «Лейкерс». К тому моменту он заметно прибавил в весе и играл в основном на позиции силового нападающего. После поражения от «Хьюстона» в первом раунде плей-офф Джонсон ушел из НБА окончательно.

Во время сезона 1996-97 Джонсона включили в юбилейную команду 50-ти лучших баскетболистов НБА.

Прошло еще несколько лет, и Мэджик Джонсон купил профессиональную команду в Швеции, а потом и в Дании. За оба клуба он успел провести несколько матчей. Причем, ему было уже за 40, но играл он все так же, успевая на площадке все: забивать, подбирать, отдавать передачи.

В 2002 году Мэджик был избран в баскетбольный Зал Славы.

Джонсону удалось достичь всех высот, о которых мечтает любой баскетболист. За свою 13-летнюю карьеру в НБА пять раз он становился чемпионом Лиги, по три раза — MVP регулярного сезона и финальной серии плей-офф. 12 раз он принимал участие в «Матче Всех Звезд» и 9 раз был включен в символическую сборную All-NBA First Team. Он побил множество рекордов НБА, выиграл золотую медаль Олимпиады-1992. Его разносторонняя игра привела к введению в баскетбольный лексикон термина «трипл-дабл». За свою карьеру он набрал 17,707 очков (19,5 за игру), 6,559 подборов (7,2 за игру) и 10,141 передач (11,2 за игру).

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

10 комментариев:

  1. Блестящий материал! Написано с пониманием дела и - главное - с любовью. Спасибо.

    Леонид Щукин, Минск

    ОтветитьУдалить
  2. Базелевский Д.Л.8 января 2011 г. в 23:17

    Действительно приятная и интересная статья.
    И главное, чем мне она импонирует это то, что в ней говорится о пасе. Это второй элемент без которого нельзя играть в баскетбол. Первый это бросок. Без дриблинга можно обойтись.
    И я могу дополнить немного: Особенно молодым игрокам нужно понимать, что пас - это показатель игрового интелекта игрока. На любой позиции, если игрок может отдать точный пас, это говорит только о том, что игрок понимает и "читает" игру, также о том, что игрок обладает огромным потенциалом.

    ОтветитьУдалить
  3. А можно без паса вообще обойтись?)

    ОтветитьУдалить
  4. Базелевский Д.Л.9 января 2011 г. в 09:39

    До этих пор ещё не придумали как забить мяч в кольцо, не сделав ни одного паса. Впрочем и не придумают, т.к. из аута забитый мяч не считается.
    А комбинации в которых дриблинг сведён к минимуму или отсутствует вообще - это высший пилотаж.

    ОтветитьУдалить
  5. Феноменальные показатели! В среднем больше 10 передач за игру, а если учесть КАКИЕ это были пасы, то вообще, кажется, что он действительно был Волшебник!

    ОтветитьУдалить
  6. Базелевский Д.Л.10 января 2011 г. в 13:02

    Так там же клички по теме дают. Он - Волшебник, Потапенко - Поезд или Локомотив был, не помню точно.

    ОтветитьУдалить
  7. Потап - поезд, только не знаю это там его так называли, или наши укр. журналисты так нарекли.

    ОтветитьУдалить
  8. Какой волшебник, не из Изумрудного города случаем?) А форум то итить зажил снова прежней жизнью, очухались от праздничков? ;))))

    ОтветитьУдалить
  9. Антон
    Отдыхали от компьютеров! :)

    ОтветитьУдалить
  10. А у меня как по накатанной: компьютер - камера, компьютер - камера)
    Весело наверно...

    ОтветитьУдалить