17 августа 2013

Пути развития баскетбола в Украине (продолжение)

Раскрась баскетбол своими красками!

Спасибо ВСЕМ кто высказал свое мнение по поводу статьи! Необходимы некоторые комментарии и дополнения, которые помогут лучше понять высказанное мнение.


Прежде всего, об учебном плане. Есть необходимость предложить общий учебный план  и учебный план подготовки центровых. Эти планы постоянно дополняются и уточняются в течение нескольких лет. Впервые общий учебный план был предложен на сайте ООФБ. В настоящее время он устарел и можно ознакомиться с последним вариантом, в котором изменены и дополнены некоторые разделы, а также с учебным планом подготовки центровых.


Прошу меня правильно понимать: не считаю планы и по форме и по содержанию безупречными. Более того, предложены рабочие варианты. Они представлены для того, чтобы, во-первых, тренеры при желании могли уточнить свои планы работы, а во-вторых, чтобы последовали предложения по их улучшению.


С первого взгляда в учебных планах предлагается очень объемный материал. Но, во-первых, ставилась задача таким образом, чтобы в учебном плане отразить всю подготовку (особенно техническую и тактическую), во-вторых, он легко разбивается по годам обучения. И при соответствующей подготовке тренера обращаться к нему можно несколько раз в сезон: при планировании работы в предстоящем сезоне (июнь), при коррекции плана один раз за два-три месяца и при завершении сезона (май). И не нужно особо ломать голову ни при планировании работы со всей командой, ни с отдельными игроками.


Подчеркиваю, что в идеале учебные планы (для каждого года обучения или на несколько лет: 9-12, 13-15, 16-20 лет) по моему видению являются  сценариями для учебных фильмов.  Дмитрий Базилевский также обращает на это внимание. Учебные фильмы представляется мне основной частью будущей Программы. Тренерам легче воспринимать информацию визуально.


По этому пути пошел Гродненский государственный университет им. Я.Купалы при создании учебных обучающих программ для школ. Под руководством доцента Храмова Виталия Владимировича разработаны и внедрены в школах города компьютерные учебные обучающие программы по нескольким видам спорта (в том числе и по баскетболу). Программы применяются в течение нескольких лет и отзывы преподавателей хорошие. Учебные программы подготовлены для обучения школьников баскетболу с 5-го по 11-ый класс. Каждый изучаемый элемент представлен в видео материале с кратким описанием элемента (текст). В некоторых случаях предлагаются упражнения. Сайт научной группы: e-sportedu.grsu.by. В интернете (You Tube) можно частично ознакомиться с программой. Что интересно, после подготовки программы по баскетболу был серьезный запрос (финансирование) на подобную программу для спортивных школ в России.


По поручению ООФБ были проведены переговоры по приобретению учебной программы по баскетболу. В планах федерации с сентября 2013 года начать распространение и внедрение программы в общеобразовательных школах Одессы и области.


О качестве и содержании учебной программы, выпущенной ГрГУ можно говорить (мое мнение, что для школ программа подойдет), но важно то, что теперь есть пример внедрения подобной идеи в учебный процесс, который имеет большой временной интервал и достаточно велик по объему.


Поднимал вопрос о сотрудничестве потому, что, во-первых, желающих участвовать в разработке учебных планов (программы) на данный момент нет, а, во-вторых, помимо большого объема, который необходимо обработать и представить в учебном плане (программе), нужны специальные знания и умения: английский язык и английский баскетбольный сленг, оператор и монтажер фильмов.


В идеале нужны специалисты по физической подготовке, которые систематизируют последние  достижения в области подготовки баскетболистов, и предложить внятные рекомендации и планы атлетической подготовки для различных возрастов. Должен быть востребован и спортивный психолог потому, что многие вопросы из этой области освещены недостаточно и в тренировочном процессе или не учитываются совсем или учитываются очень мало.


О временных рамках в учебном плане. «Временной интервал очень важен. Несмотря на то, что каждый тренер имеет право выработать свое представление о времени подачи материала (особенности данной команды), но, тем не менее, можно и нужно конкретно определить предельный возраст, в котором игрок должен обладать определенным набором умений и качеств».


Предлагается иметь свое представление о подаче материала и, тем не менее, определить предельный возраст, в котором игрок должен уметь применять тот или иной прием или элемент в игре. Подразумевается, что тренер, учитывая особенности своей команды, планирует работу таким образом, чтобы лучшие качества команды и отдельных игроков максимально проявить в первую очередь, а недостатки команды (например, нет высокорослых игроков) и игроков максимально нивелировать. Но предельные возрастные рамки необходимы, особенно для молодых тренеров. В данном случае мы говорим о базовых элементах, на которые опирается дальнейшее обучение. Потому что довольно часто можно наблюдать, как игроки в возрасте 12-ти лет не умеют бросать из-под кольца левой рукой, отдавать передачу левой рукой, вести мяч левой рукой, перемещаться в защитной стойке и т.д. В более старшем возрасте 14-15-ти лет игроки владеют только одной (в лучшем случае двумя) техниками работы ног перед броском после ведения. В старшем возрасте игроки применяют только одну технику дистанционного броска (не освоена техника броска с высоких рук), команды защищаются против пикенрола (двоечки) используя только одно взаимодействие (или вообще ничего не применяют). Примеров можно привести много. Более того, в обучении должны применяться два основных принципа: оптимальной последовательности и преемственности. Игрок до 20-ти лет чаще всего должен пройти обучение у нескольких тренеров. И в идеале новый тренер, принявший игрока для дальнейшего обучения не должен учить тем элементам или действиям, которые можно и должно было изучить раньше. Совершенствовать да, но не учить (хотя приходится). Чтобы подготовить классного игрока необходимо многому его научить и плотность обучения в современной баскетбольной школе должна быть очень высокой. То, что пропущено в раннем возрасте, очень сложно наверстать в более старшем. Сталкивался с подобной ситуацией во время работы в БК «Химик»  достаточно часто за редким исключением. Процесс постоянного совершенствования должен быть ментально заложен в младшем возрасте и продолжаться всю спортивную карьеру.


Поэтому, имея временные рамки, тренер имеет право выходить за них или начинать обучение элементу или взаимодействию раньше предложенного возраста. Нет проблем! Но качество обучения должно оставаться на высоком уровне.


Выскажу свое мнение о развитии баскетбола в России и о тех учебных программах (методичках), которыми можно воспользоваться (работал тренером в Москве 8-мь лет). Развитие баскетбола в России проходит несколько другим путем, чем в Украине. Масштабы страны, а значит и количество занимающихся баскетболом, количество спортивных школ и тренеров, финансовые возможности на порядок отличаются от наших. В советские времена (14-ть республик) массовость баскетбола была еще больше. Качество работы тренеров соответствовало европейским стандартам. Хотя до мирового лидера СССР не дотягивал. Был американский баскетбол, который стоял особняком, и США позволяли себе играть чемпионаты мира и ОИ студенческими командами. Сборная СССР при подготовке к ответственным соревнованиям выезжала в США и играла со студенческими командами различных колледжей и не всегда побеждала.


После распада СССР баскетбольная Россия переживала непростые времена. Минимальное финансирование государством, которое выразилось в выживании спортивных школ, мизерных зарплатах тренеров, соревнованиях за счет спонсоров и родителей. Но школы сохранились, и главное – в России не было такого большого оттока опытных тренеров как в Украине (у нас практически цепочка для передачи опыта оборвалась).


В настоящее время ситуация в России в вопросах финансирования изменилась в лучшую сторону. Как пример: заработная плата тренеров в лучших СДЮСШ г. Москвы выросла до 2000-2500 у.е. (заслуженный тренер России). В страну привлекаются очень сильные специалисты из-за рубежа для проведения семинаров, которых проводится достаточно много. Однако…Женский баскетбол еще держится на плаву, но мужской…  Кто стоит за Кириленко и Хряпой? Фридзон, Швед, Карасев, Мозгов. Можно назвать еще несколько молодых и не очень игроков, которые должны себя еще зарекомендовать. Сколько россиян играет в сильнейшей лиге мира? Сколько россиян играет важную роль в российских командах? Проанализируйте выступления российских юношеских и молодежных команд разных возрастов. Положение дел в российском баскетболе настолько лучше, чем в украинском, насколько в украинском лучше, чем в белорусском. Общая беда (при наличии большого количества талантливой молодежи) состоит в том, что качество подготовки баскетболистов и условия для их роста принципиально одинаковы во всех названных странах.


В России более 10-ти лет стоит вопрос о подготовке рабочей программы подготовки баскетболистов. В 2004 году была подготовлена программа: «Баскетбол. Примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ,  специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва». В.Луничкин, В. Башкирова, Юрий Портнов. Москва. 2004г. После этого она несколько раз переиздавалась. Один из авторов программы откровенно говорил о том, что программа не получилась. В этом можно убедиться, посмотрев только пункты 58-73 учебного плана (обучение броскам двумя руками). Практически полностью указанные примерные программы можно посмотреть на сайте ФСК «Лидер», г.Москва.


Полные и систематизированные учебные программы (ни современные, ни старые) мне в России найти не удалось, и, к сожалению, говорить о системной подготовке российских  баскетболистов высокого уровня говорить очень сложно. Сегодня необходимо учиться у настоящих лидеров европейского баскетбола: сербов, хорватов, словенцев, испанцев… и, конечно у американцев, у которых выложен в интернете огромный (в чем и сложность) материал.


И если кому-то «…все подходит и у него, кажется, остались советские программы, которые тогда назывались методичками», то «…судя по тексту разыгрывающих защитников в Украине не будет никогда». В этом и состоит основной вопрос. Мы не хотим что-либо менять в своей работе, не хотим погружать себя в какие-то рамки, но ожидаем, что у нас появятся классные игроки.


Почти после каждого сезона, проведенного с командой, находишь у себя ошибки. При внимательном изучении игры лучших игроков обнаруживаешь элементы техники, которые либо давал не в полном объеме либо вообще не давал. Понимаете о чем разговор? Если не делиться своим опытом, не объединиться с целью создания рабочей программы, то мы каждый в отдельности будем наступать на одни и те же грабли. Вся разница в том, что кто-то будет наступать  чаще, а кто-то реже. Необходимо менять не менталитет игроков, как утверждают некоторые тренеры, а менталитет тренеров, которые и закладывают в игроков, в том числе и менталитет!


Десять лет назад в Украине наметилась хорошая для баскетбола тенденция. Ряд клубов создали свои молодежные программы. Вкладывали в эти программы не только свои сердца и мечты, но и большие средства. И что в результате? Мечты полностью не осуществились, а желание развивать детский и юношеский баскетбол постепенно угасает и веры в то, что можно готовить украинских игроков все меньше и меньше. Кто-то просто делает вид, что продолжает развивать детский баскетбол, а кто-то еще верит. Все знают, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Были допущены ошибки. Их нужно найти, признать и сделать правильные выводы. Да снова могут быть ошибки, но дорогу осилит только идущий. В противном случае необходимо будет признать, что в тех странах, где успешно развивается детский и юношеский баскетбол (а значит и взрослый) люди созданы из другой плоти и крови, что они талантливее, трудолюбивее и умнее нас.


Необходимо резко улучшить качество работы тренеров. Один из путей вижу в объединении тренеров с целью реальной оценки ситуации в украинском баскетболе, обмена опытом, разработки и принятия программы подготовки баскетболистов в стране. Формы объединения могут быть различными, но принципы добровольности, открытости и целеустремленности обязательны.


Тогда просто уверен, что результат будет. А молодые тренеры, которые и сегодня выполняют хорошую работу со своими ребятами (например, Севастополь) будут работать еще более качественно и подготовят достойных игроков. Желание развивать детский баскетбол не угасает в Украине. На баскетбольной карте страны появились Севастополь и Кировоград, с большим рвением трудится Донецк, хорошую работу проводит Ровно, интересные инициативы предлагает и осуществляет БК «Хижаки» в Киеве и области.  Проводятся новые детские международные турниры в Одессе и одесской области (Friendly Cup Одесса, «Волны Дуная» одесская область), Ровно и других городах. Организовываются баскетбольные кэмпы, все большую популярность приобретает стритбольное движение. Приведен далеко не весь перечень хороших начинаний. И, конечно важно, что Украине доверено проведение ЧЕ 2015. Давайте согласимся, что имеется общая тенденция, направленная на развитие.


Иногда посещение спортивных сайтов удручает и это мягко сказано. С одной стороны реально хочется со временем гордиться украинским баскетболом, а с другой…  Много негатива, много критики. И то и другое имеет место.


Есть два алгоритма действий, которые зависят от того, какие вопросы себе задавать. Один: кто виноват? Второй: для чего дана эта ситуация и что можно и нужно сделать? Предлагаю чаще задавать второй.


Хочется пожелать всем, кто активно развивает детский и юношеский баскетбол, веры в свои мечты, целеустремленности и удачи. А тренерам постоянного развития и здоровья.


Белаш В.В. 

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Комментариев нет:

Отправка комментария