14 сентября 2011

Андрей Кириленко: Америка живет работая

Антон Щербаков | ИА "Московский репортаж" | Anton Sherbakov | Information Agency "Moscow Report" «Локаут — борьба за гарантии»

— Андрей, как это ни парадоксально звучит, ты сейчас находишься в роли безработного миллионера. У тебя ни с кем не заключен контракт. Как тебе нравится такая ипостась свободного агента?

— На самом деле в моей карьере это первый случай, поэтому дальнейшая неизвестность не то что пугает, но в определенном смысле настораживает. Хотя, я считаю, любой опыт всегда идет на пользу — есть возможность посмотреть на себя в разных ситуациях. Но я ни в коем случае не безработный — играю за сборную России, и это здорово. Есть возможность выступить за клуб в Европе или дома, и эта перспектива меня радует.

— Но все равно ждать и догонять — не самые лучшие моменты в жизни...

— Определенная подвешенность, безусловно, присутствует. Есть уверенность, что буду играть, но на данный момент конкретных предложений нет.

— Ты долго играл в «Юте», знаешь многие подводные течения профессиональной ассоциации. В чем же суть локаута? Только в том, что профсоюз игроков не может договориться с руководством НБА о деньгах? Или разногласия не только в этом?

— На данный момент существует несколько разногласий между профсоюзом игроков и руководством НБА. Деньги здесь играют свою роль, но финансовые проблемы не так важны, распределение прибыли — не самое главное. Здесь непонятна ситуация по гарантированным контрактам. Насколько я знаю, владельцы клубов хотят до минимума сократить их действие или вообще исключить из действующей практики. Представляете ситуацию: игрок заключает контракт, допустим, на три года, а через год получает травму: И клуб будет вправе расторгнуть с ним контракт. Такая постановка вопроса мало кому из игроков понравится, хотя для владельцев клубов такой пункт, конечно, очень интересен. Поэтому баскетболисты намерены держаться за условия, которые были и нормально работали на протяжении долгого времени. Отказ от этих норм будет большим ударом по спортсменам.

— На твой взгляд, как долго продлятся каникулы у американских баскетболистов?

— Есть опасение, что год будет потерян. Но, я думаю, локаут продлится до ноября-декабря, компромисс будет найден и принципиальное соглашение устроит и игроков, и владельцев клубов.

«Деньги на благо»

— Есть ли взаимосвязь между локаутом, баснословными выплатами спортсменам-профессионалам, колоссальным долгом США и как будто отложенным до 2013 года дефолтом?

— Я не очень слежу за политической и финансовой ситуацией. Но, конечно же, есть связь между локаутом и огромными зарплатами спортсменов. И в то же время никто же не заставляет хозяев команд давать такие большие контракты игрокам. Никто руки хозяевам не выкручивает и нож к горлу не приставляет — они сами часто дают такие деньги и требуют скорейшего подписания. Думаю, в данном случае было бы целесообразно установить фиксированную сетку выплат в год — скажем, 30, 20, 10, 5, 3 млн. долларов с обязательством соблюдения установленных гарантий.

— По твоим ощущениям, Америка живет по средствам или находится в тотальном неоплаченном кредите?

— Америка живет работая. Если ты не работаешь, то ты не сможешь получить кредит в банке, толком заплатить за квартиру, машину. Поэтому большинство американцев усердно трудятся. Если человек потерял работу, это действительно большой удар для него. Да, я слышал, что у США есть колоссальный долг, но, на мой взгляд, никаких неоплаченных кредитов у самих американцев нет. Хотя в глобальных вопросах финансовой системы я могу и ошибаться.

— Андрей, как ты думаешь, может ли в российском спорте произойти нечто, подобное американскому локауту? Ведь отечественные клубы зарабатывают гроши, а зарплаты у футболистов, хоккеистов, баскетболистов огромные.

— У нас такой локаут никогда не произойдет, потому что у наших игроков нет рычагов давления на клубы, нет профсоюзов. Если в НБА игроки знают свои права и обязанности и совместно с клубами зарабатывают деньги, то в России баскетбол денег не зарабатывает.

— А если сами клубы объявят себя банкротами?

— Ничего страшного не произойдет. Прилично зарабатывающие игроки уедут в соседние страны — Польшу, Чехию, Литву, Болгарию. Средние игроки разъедутся по своим городам, где местные клубы смогут предложить им нормальные выплаты. Ну, а некоторым придется сменить профессию. Безусловно, это снизит уровень отечественного баскетбола.

— Сейчас тебе хотелось бы поиграть в российском клубе или уехать в Европу?

— На данный момент мне больше хотелось бы поиграть в России только по одной причине: не могу упустить возможность показать свою игру друзьям, знакомым, которые меня не видели больше 10 лет. Мне и вправду хочется поделиться своим опытом, приобретенным в НБА.

— На какую сумму контракта ты бы согласился?

— Суммы меня не очень интересуют, так как я решил, что деньги, которые получу, полностью отдам на благотворительность. Но отчисления буду делать сам. Я не могу бесконтрольно доверять свои день-ги: у меня есть опыт работы с такими организациями, и, к сожалению, он не всегда был позитивным.

— Сейчас ты со сборной выступаешь на чемпионате Европы. Можно ли этот мощный состав, который сложился, назвать «командой мечты»?

— Не стал бы так называть нашу сборную, потому что это звучит слишком громко. У нас очень хорошая, молодая, быстрая команда. Не хватает как раз ветеранского спокойствия и установки «Стоп, сейчас мы будем ходить пешком, играть до верного и на такой медленной волне обыгрывать соперника».

— Зачем перед Евробаскетом нужно было проводить такое большое количество товарищеских игр?

— Не в моих правилах обсуждать тренерские решения. Наставник выбирает такую тактику. Мы наигрывали связки и комбинации, закалялись в таких матчах и действовать по суворовской формуле: тяжело в ученье, легко в бою.

«Давайте говорить друг другу комплименты...»

— Когда ты отказался играть на предыдущих чемпионатах Европы и мира, а потом принял американское гражданство, многие ура-патриоты записали тебя чуть ли не в предатели. Припомнили все: и капитаном был, и знаменосцем на Олимпиаде... Тяжело было справиться с таким агрессивным психологическим прессингом?

— Еще восемь лет назад я принял решение не читать то, что обо мне пишут. Это существенно облегчило мне жизнь. Поэтому никакого прессинга я и не испытывал. Естественно, через близких до меня доходили слухи, но, честно говоря, они меня совершенно не волновали. Просто надо помнить фразу «Глупому не объяснишь, а умный сам все поймет».

— Тогда Евгений Гомельский тебя защитил, сказав, что Анд-рей Кириленко — благороднейший спортсмен и человек и он еще постоит за честь страны. Тебе нужна была такая поддержка?

— Любому человеку — сильному или слабому — нужна поддержка, понимание, сочувствие, тем более когда он поставлен перед жизненным выбором. Когда говоришь о человеке хорошо, он автоматически, помимо его воли, становится лучше. И я благодарен людям, которые старались меня понять и поддержать.

— Вопрос гипотетический: если бы предложили выступить за сборную США, ты согласился бы?

— Однозначно нет. Я русский человек, всегда играл за Россию. Выступать за США было бы просто нелогично.

— Андрей, у тебя сейчас двойное гражданство?

— Да, но когда получал американский паспорт, сразу уточнил, могу ли я иметь двойное гражданство. Если бы надо было отказываться от русского паспорта, я бы никогда не принял американское гражданство.

— Почему же вот этих пояснений ты не сделал тогда прессе?

— А почему я должен кому-то что-то объяснять, доказывать? Мне тридцать лет, у меня семья, трое детей. Людям, которые безвылазно сидят в интернете, несусветное сочиняют о других и живут в придуманном мире: Поймите, я не могу бороться с тараканами в их головах.

— Действительно ли так хорош американский паспорт, как о нем говорят?

— В любой ситуации свои плюсы и минусы. Имея паспорт гражданина США, можно свободно передвигаться по всему миру. Облегчаются многие процедуры в Америке. Есть минусы — на протяжении жизни ты должен платить американские налоги — 40–50%. Сами теперь решайте, где хорошо, где плохо:

Досье «Труда»

Андрей Кириленко, баскетболист

Родился 18 февраля 1981 года в Ижевске.

Карьера: в неполных 16 лет впервые выступил за питерский баскетбольный клуб «Спартак». С 1998 по 2001 год играл за ЦСКА, Москва. С 2001 по 2011 год выступал за профессиональный клуб НБА «Юта Джаз», где его ежегодный заработок составлял порядка 15,3 млн. долларов. В настоящий момент является свободным агентом.

Женат. Имеет троих детей.

http://www.trud.ru/

Фото с сайта: moscowrep.ru

1 комментарий: