10 ноября 2010

Психология в баскетболе или о проблемах её отсутствия на украинских площадках

О понятии психология в спорте сказано много, но хотелось бы кратко взглянуть на нашу украинскую баскетбольную психологию.  Конечно же, современную.
Основы общих проблем в баскетболе, как игровом виде спорта, является общая культура наших молодых игроков. Я сейчас не о том, что нехорошо сорить на улице, нецензурно выражаться, безразлично относиться к окружающим людям и так далее. Хотелось бы коснуться более узкого понятия "хороший игрок".

Что же все-таки является определяющими чертами хорошего игрока.

Сейчас это определение как-то сильно забыто, затерто и отодвинуто на задний план, но все же вряд ли найдется тренер или зритель, который не согласится что понятие "хороший игрок" предполагает, что это, прежде всего хороший человек. Я сказал "сейчас" только потому, что все мы знаем, что наша жизнь идет по спирали и все в жизни повторяется с некоей цикличностью. Яркий пример тому мода. И мои слова подтверждаются опытными тренерами, делающими ставку на коллективную игру, а не на индивидуальное мастерство, и во многом определяющими качествами в выборе игрока является способность баскетболиста,  как личности, действовать на благо общей коллективной цели.

Итак, какие качества необходимо воспитывать и совершенствовать игроку, как индивидуальности. Я подчеркну индивидуальности, а не индивидуалисту. На мой взгляд, основные утерянные и исковерканные качества или понятия о хорошем игроке, как о человеке это:

1. Гордость.

Заметьте, мы совсем забыли об этом простом человеческом качестве. Наша командная игра стала чем-то вроде отговорки, когда дело касается оценки самого себя, на фоне результатов команды. Ведь сейчас зачастую баскетболист в команде укажет пальцем на недостатки или оплошности партнера, нежели побежит и убьется на площадке для того, чтобы исправить ошибку товарища по команде. Мы в очень редких случаях можем сказать об игроке "Этого ему гордость не позволяет сделать". Я имею в виду правильное понимание этого выражения - Ему гордость не позволяет быть хуже соперника, проиграть младшему или слабому, играть так, что ему потом будет стыдно смотреть в глаза тренеру и партнерам, сваливать вину за поражения на товарищей по команде и так далее. Наш игрок привык искать и находить оправдания в сложных ситуациях, забывая о своей личной гордости, только потому, что это не заложено в его внутренней культуре. И уж совсем забытое это выражение в отношении всей команды. Здесь все проще: нет ярких, как говорится славных традиций - нет гордых духом баскетбольных команд.

Нужно уметь  гордиться собой, своими делами, гордиться своими друзьями (партнерами), уметь гордиться своими поражениями (когда они случились в честной борьбе, с сильным соперником и отдано все для победы, но это игра...) Так что Гордость, я поставлю в тройку самых важных качеств хорошего баскетболиста. Надеюсь, никто не спутает то, о чем я говорил выше с такими словами как гордыня, кич и самолюбование.

2. Работоспособность.

В это понятие хочется вложить несколько терминов: умение достигать цели, терпение к неудачам, выносливость, вера в себя и свой труд. Очень часто сейчас встречается понимание и отношение к спорту и к баскетболу, как к средству легкого и солидного заработка. Условия развития баскетбола в нашей стране дали возможность и подросткам и их родителям ввести себя в такое очевидное заблуждение.  Практически все вышеупомянутые лица пустились в погоню за приличными контрактами, агентами и просто увлеклись поиском знакомых и блатных в баскетболе, дабы пристроить в богатом клубе свое, безусловно, высокорослое, возможно быстрое и отчасти меткое чадо. Помогая, таким образом, родители убивали и продолжают убивать в своих детях возможность доказывать, что они лучше других на площадке, а через это становиться сильными баскетболистами. У некоторых действительно получилось устроить, а вот дальше, удержаться и научиться играть в реальный баскетбол ни у кого не вышло.

Это было нужное отступление от темы, так как мы говорим о именно нашей психологии. Трудоспособность - это также важнейшее качество игрока, без которого не возможен хороший игрок, впрочем, как и хороший человек любой профессии. Я могу привести множество примеров баскетболистов, которые добились всего, не имея выдающихся данных баскетбольных, но ставших известными и уважаемыми людьми благодаря баскетболу, а точнее благодаря своей гениальной работоспособности. Таким образом, мы вполне доказали, что хороший игрок невозможен без самоотверженной работоспособности, а именно это замечательное качество у нас и обстоятельства,  и мы сами благополучно затолкали в дальний угол.

3. Вера.

Здесь у нас совсем потемки. Неспособность школы, обычной средней школы, привить естественные качества культурного человека, а мы сейчас говорим об уважении к старшему, о способности правильно анализировать и события и людей, о самообразовании, привело к потере уверенности и веры в себя, в свой труд, в своего учителя, и даже в своих родителей. А без веры в то, что ты делаешь, без веры в тренера-учителя, без веры в партнеров-друзей, без веры в себя любой, достигший чего-либо человек, посоветует, что лучше уж ни за что и не браться.

Вот те три качества и понятия, которым, на мой взгляд, необходимо вернуть изначально правильный смысл и оживить особенно в юношеском баскетболе. И для этого не нужны колоссальные финансовые потоки, а нужна всего лишь гордость, трудоспособность и вера.

Хотя, по правде сказать, и эти три важнейшие составляющие не способны саморазвиться и случайным образом возникнуть на ровном месте. Этому следует учиться и стараться ставить желание понимать и разбираться в сути вопроса во главу угла. Вот тогда у нас наверняка появится возможность вписать яркие страницы в историю украинского баскетбола.

Дмитрий Базелевский
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

8 комментариев:

  1. А не родители ли должны заниматься воспитанием своих чад и прививанием им необходимых качеств, в том числе и этих трех?

    ОтветитьУдалить
  2. А вообще тема-то очень интересная!

    ОтветитьУдалить
  3. Базелевский Д.Л.10 ноября 2010 г., 10:33

    Anton
    Я решил поднять эту тему для того, чтобы понять интересно ли это кому-либо ещё. Приятно, что уже я не один.
    Пока не ищем "кто виноват?", а хотелось бы мнений о подобных "потерях" в баскетболе и насколько они важны.

    ОтветитьУдалить
  4. Статья в точку.
    Эти на самом деле эти основопологающие качества были раньше чем-то естественным и неоспоримым. Эти качества закладывались, как упоминал Антон, в семьях, а баскетбол (вернее коллектив) только оттачивал их и делал из юноши мужчину. Сейчас ситуация сложнее в этом плане.

    В силу разных причин (не будем их перечислять), культ семьи сейчас не такой сильный, вернее, он сильный, но понятие силы у каждого родителя свое. Не всегда это "кнут и пряник", что мне кажется приемлемой формой воспитания, не все родители могут привить ТЕ ВАЖНЫЕ качества на которых сделан акцент выше, от того что сами не всегда поступают так как требуют от своего ребенка. Эта тема очень важная и значимая, ведь до того как пацан приходит в зал, он уже частично сформирован. Как следствие, даже обладая приличными данными, игрок растет и развивается не теми темпами что хотелосьбы, так как анализирует и делает выводы не внутри себя, а вне! Виноватых при неудачах много: партнер, не так сыграл; тренер не того поставил; перегрузили на тренеровках и т.д. И так от тренировки до тренировки, от игры к игре.
    А если даже тренер будет пытаться со всех сил "перестроить" юного игрока, то как правило, этот игрок остается верен своим родителям, ведь они роднее, к томуже тот путь что предлагает тренер сложнее. Еще, если оглянуться назад, могу подчеркнуть тот факт, что далеко не каждый тренер старается привить вышеизложеные качества, хотя уверен что все они разделяют их ВАЖНОСТЬ! К сожалению.
    Как результат, реальная история: подходит мальчик к тренеру в ДЮСШа и спрашивает, а Вы быстро бегаете? Да, ответил тренер. Тогда вот вам 10 грн. сбегайте мне за водичкой.

    ОтветитьУдалить
  5. Базелевский Д.Л.11 ноября 2010 г., 07:51

    Олег
    После твоего коммента мне ещё припомнилось, как некоторое время раньше частенько можно было услышать от родителя "Закрой уши!" или "Иди в другую комнату." чтобы ребёнок не слушал о чём говорят взрослые. А теперь лишь сдерживают себя взрослые, чтобы не ругаться (и на том спасибо!), а все жизненные (не всегда безобидные) проблемы решаются при детях ...

    ОтветитьУдалить
  6. Вот в "уютной жежешечке" нашел интересный материал - Психолого-педагогическое воздействие тренеров ДЮСШ:
    http://community.livejournal.com/psy_sport/4052.html

    Вроде описывается многое из того, что тут упоминалось и литературы немало приведено, если погуглить, то можно и ее найти.

    Олег, вот рассказанная тобой история мне понравилась. Что же было в итоге, тренер пошел за водой? Ахаха)
    По идее такого игрока нужно было приговорить к сотне отжиманий и двумстам пятидесяти пробежкам)), чтобы подобных просьб больше не возникало).
    А вообще по этому случаю видно как воспитывали ребенка в семье и какие культы ему успешно привили.

    ОтветитьУдалить
  7. Антон, мне эту историю расказал мой товарищ, бывший партнер по команде, чтобы я лучше ориентировался в нынешних реалиях. Меня она тоже улыбнула, но больше ужаснула! Насчет отжиманий ты угадал, но врядли малыш после этого исправится.
    Я бы не стал сильно драматизировать ситуацию, ведь достаточно много и хорошо воспитаных деток было, есть и будет, но то, что имеют место такие вот кадры говорит о многом!
    На мой взгляд, как бы там нибыло, тренер должен стараться сделать не только команду, но и "одну большую семью"! Не зря мы часто слышим эту фразу, когда один игрок, много поигравший в одной команде, переходит в другую команду (чемпионат).

    ОтветитьУдалить
  8. Одна большая семья это хорошо.

    ОтветитьУдалить